Дик Сергей Константинович
Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва
Завтра начинается сегодня!

Дик Сергей Константинович
Главная Новости

Новости

21 мая 2020 года на заседании второй сессии Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва депутаты рассмотрели 10 вопросов

21 05/2020
В первом чтении парламентарии приняли три законопроекта.

О проекте Закона «Об изменении кодексов» доложили заместитель Министра природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь Хмель А.В. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по вопросам экологии, природопользования и чернобыльской катастрофы Васильков Н.А.
Проектом Закона вносятся изменения в Кодекс Республики Беларусь о недрах и Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть), что обеспечит системность и комплексность правового регулирования соответствующей сферы общественных отношений.
Законопроектом предлагается закрепить определение ряда терминов; уточнить компетенцию Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь, а также местных исполнительных и распорядительных органов; урегулировать отдельные аспекты, связанные с разработкой и утверждением Государственных программ в области рационального использования и охраны недр, а также региональных комплексов мероприятий в области рационального использования и охраны недр; предоставить недропользователям, осуществившим геологическое изучение недр за счет собственных средств, первоочередное право на предоставление горного отвода; уточнить отдельные сроки, с которыми связаны правовые последствия для субъектов отношений в рассматриваемой сфере, а также порядок их продления; установить порядок продления срока пользования недрами для геологического изучения недр; регламентировать вопросы по проведению государственной экспертизы геологической информации; установить порядок консервации и ликвидации горных предприятий, горных выработок, а также подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; установить требования к ведению государственного кадастра недр.
Также законопроектом вносятся изменения в Налоговый кодекс (Особенная часть) в части переименования видов природных ресурсов, для которых установлена ставка налога за добычу (изъятие).

С докладами по проекту Закона «Об изменении кодексов по вопросам уплаты государственной пошлины» выступили заместитель Министра финансов Республики Беларусь Кийко Д.Н. и председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Любецкая С.А.
Законопроектом предусматривается корректировка Хозяйственного процессуального и Гражданского процессуального кодексов Республики Беларусь, обеспечивающая согласование отдельных норм названных кодексов с предписаниями Налогового кодекса Республики Беларусь, устанавливающими возможность уплаты государственной пошлины посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства и закрепляющими, что факт такой уплаты подтверждается наличием в этой системе информации о зачислении государственной пошлины либо учетный номер операции (транзакции) в едином расчетном и информационном пространстве должен быть сообщен плательщиком при обращении в орган, взимающий государственную пошлину.
В настоящее время в силу положений процессуальных кодексов для подтверждения уплаты государственной пошлины в случаях и размерах, установленных налоговым законодательством, требуется представление отдельного документа.

В своем докладе С.А.Любецкая подчеркнула, что принятие этого законопроекта не окажет влияния на население Республики Беларусь, его доходы, занятость, доходы и (или) расходы республиканского и местных бюджетов, изменение цен (тарифов), общий уровень инфляции, а также на бизнес-среду и инвестиционный климат.

Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. рассказал о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О государственных символах Республики Беларусь». С содокладом выступил заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Свилло В.З.
Проект Закона подготовлен в целях правового закрепления изображения Государственного флага Республики Беларусь и многоцветного, двуцветного и одноцветного (серебряного и золотого) изображений Государственного герба Республики Беларусь в качестве эталонов государственных символов Республики Беларусь, а также установление переходного периода для использования изображения Государственного герба Республики Беларусь, не соответствующего государственному стандарту Республики Беларусь.
Проект Закона корректирует двухцветное изображение Государственного герба Республики Беларусь, а также устанавливает многоцветное и одноцветное (серебряное и золотое) изображения Государственного герба Республики Беларусь, который соответствует описанию Государственного герба Республики Беларусь, изложенному в статье 9 Закона Республики Беларусь от 5 июля 2004 г. № 301-З «О государственных символах Республики Беларусь».

Принимая во внимание, что в действующей редакции Закона отсутствует эталонное изображение Государственного флага Республики Беларусь, является целесообразным его установление на законодательном уровне.

С учетом существующей международной практики в проект Закона включены нормы по расширению использования Государственного флага Республики Беларусь для государственных органов и организаций при проведении спортивных, спортивно-массовых, культурно-зрелищных и иных массовых мероприятий, а для граждан добавлены иные случаи использования при условии обеспечения необходимого уважения к Государственному флагу Республики Беларусь.

В проект Закона также включены нормы, согласно которым замена изображения Государственного герба Республики Беларусь, не соответствующего указанным выше эталонным изображениям, осуществляется по мере его использования или прихода в негодность.

Во втором чтении принят проект Закона «Об изменении законов по вопросам валютного регулирования и валютного контроля» (докладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Вабищевич П.А.).
Законопроект предусматривает дальнейшую либерализацию валютных отношений в республике и реализацию мероприятий по дедолларизации экономики, направленных на формирование денежных расчетов и ценообразования на территории Республики Беларусь исключительно в национальной валюте.

Законопроектом предполагается:

пересмотр понятийного аппарата, терминов и определений, используемых в валютном законодательстве и законодательстве о ценных бумагах;

внесение изменений в полномочия и права Национального банка в области валютного регулирования;

закрепление возможности введения Правительством совместно с Национальным банком валютных ограничений в случае угрозы экономической безопасности страны;

закрепление прав и обязанностей резидентов и нерезидентов при проведении валютных операций;

закрепление разрешенных случаев использования иностранной валюты между участниками валютных отношений;

установление основных положений проведения Национальным банком мониторинга валютных операций;

установление регистрационного порядка валютных договоров при проведении резидентами отдельных валютных операций свыше установленных предельных значений;

отмена директивного установления сроков репатриации валютной выручки и предоставление права резидентам самим определять сроки репатриации, исходя из договорных отношений с контрагентами; снятие ограничений на открытие резидентами счетов в иностранных банках;

снятие ограничений на проведение резидентами валютных операций, связанных с движением капитала;

закрепление целей, основных принципов и задач валютного регулирования и валютного контроля;

внесение изменений в полномочия органов валютного контроля, а также банков при проведении ими валютных операций клиентов.

Кроме того, принятие законопроекта позволит осуществить поэтапную гармонизацию и сближение подходов к формированию и проведению валютной политики в государствах — членах Евразийского экономического союза.

В ходе заседания депутатский корпус рассмотрел шесть законопроектов о ратификации международных соглашений.

Министр обороны Республики Беларусь Хренин В.Г. представил проект Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Российской Федерации о взаимном обмене геопространственной информацией между вооруженными силами Республики Беларусь и Российской Федерации» (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по правам человека, национальным отношениям и средствам массовой информации Тарасенко Н.Э.).
Соглашение направлено на создание правовых и организационных основ двустороннего взаимодействия для решения задач функционирования региональной группировки войск (сил) Республики Беларусь и Российской Федерации в мирное и военное время.
В соответствии с Соглашением стороны осуществляют соответствующее сотрудничество в различных формах, в том числе путем создания банков данных геопространственной информации, взаимного обмена такой информацией, обучения (подготовки и повышения квалификации) специалистов по работе с геопространственной информацией, обмена нормативно-технической документацией, регламентирующей создание геопространственной информации, методической, учебной и специальной литературой.

Уполномоченными органами, ответственными в своих государствах за его реализацию, являются Министерство обороны Республики Беларусь и Министерство обороны Российской Федерации.

О проекте Закона «О ратификации Соглашения о принципах ведения налоговой политики в области акцизов на табачную продукцию государств — членов Евразийского экономического союза» доложили заместитель Министра финансов Республики Беларусь Кийко Д.Н. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Стельмашок С.П.
Соглашение направлено на обеспечение условий для функционирования рынка табачной продукции в рамках ЕАЭС путем гармонизации (сближения) ставок акцизов на табачную продукцию, реализуемую на территориях государств — членов, и определяет порядок (в том числе основные принципы и меры) гармонизации (сближения) ставок акцизов на сигареты.

Гармонизация (сближение) ставок акцизов осуществляется путем установления единой индикативной ставки акцизов на табачную продукцию, 5-летнего периода достижения уровня индикативной ставки, диапазонов отклонения фактических ставок акцизов на табачную продукцию от индикативной ставки.

В соответствии с Соглашением в 2024 году предусмотрен выход на индикативную ставку акцизов на табачные изделия в размере 35 евро за 1000 штук с возможным диапазоном отклонения до 20 процентов в меньшую или большую сторону. В последующем индикативная ставка и диапазоны отклонения будут устанавливаться Советом ЕЭК каждые 5 лет. Норма о предоставлении Совету ЕЭК таких полномочий закреплена в статье 5 Соглашения.

При этом при наличии обоснованной экономической целесообразности изменения размера индикативной ставки и диапазонов отклонения, а также в случае изменения курса национальных валют государств-членов по отношению к евро более чем на 15 процентов Совет ЕЭК будет вправе по инициативе любого из государств — членов принять решение об изменении соответствующих показателей.

В целях предотвращения реализации табачной продукции на таможенной территории Союза без уплаты акцизов и других косвенных налогов предусмотрено определение порядка административного сотрудничества между уполномоченными органами, в том числе путем заключения соответствующих международных договоров в рамках Союза.

Министр юстиции Республики Беларусь Слижевский О.Л. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по государственному строительству, местному самоуправлению и регламенту Ганчук А.А. представили проект Закона «О ратификации Конвенции Организации Объединенных Наций о международных мировых соглашениях, достигнутых в результате медиации».
Конвенция регулирует на международном уровне применение медиации для разрешения международных коммерческих споров. Под медиацией понимается становящийся все более востребованным способ разрешения спора, посредством которого стороны пытаются достичь дружественного урегулирования спора при содействии третьего лица или лиц (медиатора).

В условиях отсутствия практики применения Конвенции целесообразно подтвердить сделанную при подписании Конвенции оговорку. Это обусловлено наличием у государства и его учреждений привилегий и иммунитетов, которые не позволяют в бесспорном порядке привлечь государство к ответственности.

Заключение Конвенции будет иметь положительное влияние на всю систему разрешения международных споров, включая деятельность международных судов и арбитражных учреждений. Республика Беларусь как участник международной торговли заинтересована в совершенствовании системы разрешения международных споров посредством повышения ее прозрачности, упрощения процедур и уменьшения стоимости.

С докладом по проекту Закона «О ратификации Соглашения между Республикой Беларусь и Восточной Республикой Уругвай о сотрудничестве и взаимной помощи в таможенных делах» выступил заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Богдевич А.В., с содокладом — член Постоянной комиссии Палаты представителей по международным делам Назаренко В.А.
Соглашение направлено на создание правовой основы механизма взаимодействия между таможенными службами Республики Беларусь и Восточной Республики Уругвай.

Соглашением предусматривается, что таможенные органы обоих государств оказывают друг другу взаимную помощь по обеспечению надлежащего применения таможенного законодательства двух стран, по предотвращению, расследованию и борьбе с нарушениями таможенного законодательства, по передаче документов, касающихся применения таможенного законодательства, обмену информацией и иными данными, необходимыми в целях реализации настоящего Соглашения.
Соглашением регулируется порядок обмена информацией, которая может помочь в обеспечении точного взимания таможенными органами таможенных пошлин, налогов, платежей и сборов, определения таможенной стоимости товаров и их тарифной классификации; соблюдения запретов и ограничений в отношении товаров, перемещаемых через таможенную территорию обеих сторон; применения национальных правил происхождения товаров, не установленных в договорах, заключенных одним или обоими государствами договаривающихся сторон.

Соглашением предусматривается, что таможенные органы сторон в рамках своей компетенции, определенной национальным законодательством, могут использовать метод контролируемой поставки в целях выявления лиц, вовлеченных в совершение таможенного правонарушения.

Соглашением также определяется порядок проведения расследования в отношении действий, которые нарушают или могут нарушить таможенное законодательство сторон. При этом допускается присутствие при проведении расследований на территории одной из его сторон должностных лиц таможенного органа другой стороны, что, в свою очередь, повышает прозрачность хода такого расследования.

Таможенные органы Республики Беларусь и Восточной Республики Уругвай по взаимному согласию предоставляют помощь в разработке, реализации и совершенствовании программ по уполномоченным экономическим операторам в целях достижения их соответствия друг другу для последующего упрощения процедур взаимного признания.

А.В. Богдевич также доложил о проекте Закона «О ратификации Соглашения между Правительством Республики Беларусь и Правительством Исламской Республики Иран о системе содействия взаимной торговле» (содокладчик — член Постоянной комиссии Палаты представителей по жилищной политике и строительству Широкая В.В.).
Соглашение предусматривает создание системы содействия взаимной торговле, основанной на обмене между таможенными службами двух государств информацией о перемещении товаров и транспортных средств.

Предлагаемые Соглашением меры будут способствовать упрощению международной торговли, увеличению товарооборота и укреплению сотрудничества Республики Беларусь и Республики Иран.

Проект Закона «О ратификации Протокола о внесении изменений в Договор о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года» представили заместитель Председателя Государственного таможенного комитета Республики Беларусь Богдевич А.В. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Горваль С.А.
Протоколом предусмотрено внесение изменений в Протокол о порядке зачисления и распределения сумм ввозных таможенных пошлин (иных пошлин, налогов и сборов, имеющих эквивалентное действие), их перечисления в доход бюджетов государств-членов (приложение № 5 к Договору о ЕАЭС) и Положение о зачислении и распределении специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин (приложение к приложению № 8 к Договору о ЕАЭС) в части:

возможности зачета авансовых платежей в счет уплаты ввозных таможенных, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин;

определения срока, в течение которого на едином счете уполномоченного органа государства-члена Евразийского экономического союза должен производиться такой зачет;

определения статуса денежных средств, поступивших на счет уполномоченного органа в качестве ввозной таможенной пошлины либо в качестве специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, но не идентифицированных в разрезе сумм указанных пошлин в отношении конкретных товаров;

приведения положения указанных приложений в соответствие с терминологией, используемой в Таможенном кодексе Евразийского экономического союза.
Все новости