Дик Сергей Константинович
Депутат Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва
Завтра начинается сегодня!

Дик Сергей Константинович
Главная Новости

Новости

25 июня 2020 года на заседании Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь были рассмотрены восемь вопросов

25 06/2020
Министр труда и социальной защиты Республики Беларусь Костевич И.А. и заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Курлыпо А.М. представили проект Закона «Об утверждении отчета об исполнении бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь за 2019 год». С содокладом выступила заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Мурина Ю.Г.
Бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь утвержден Законом Республики Беларусь «О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2019 год» по доходам в объеме 15 054,4 млн. рублей, по расходам — 14 830,7 млн. рублей с превышением доходов над расходами за счет средств профессионального пенсионного страхования в сумме 223,7 млн. рублей.
В процессе исполнения бюджета фонда его показатели были уточнены Указом Президента Республики Беларусь от 26 декабря 2019 г. № 484 «Об уточнении отдельных показателей бюджета государственного внебюджетного фонда». В результате внесенных изменений доходы бюджета фонда увеличены на 983,2 млн. рублей, расходы — на 1108,6 млн. рублей, превышение доходов над расходами снижено на 125,4 млн. рублей.

В результате с учетом уточнений доходы бюджета фонда на 2019 год утверждены в сумме 16 037,6 млн. рублей, расходы — 15 939,3 млн. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 98,3 млн. рублей.

В целом за 2019 год бюджет фонда исполнен с профицитом в сумме 100,6 млн. рублей по средствам профессионального пенсионного страхования.

Основным источником доходов бюджета фонда являются взносы на государственное социальное страхование.

За 2019 год в бюджет фонда поступило обязательных страховых взносов 14 439,6 млн. рублей.

Поступление взносов на профессиональное пенсионное страхование составило 125,4 млн. рублей.

Неналоговые доходы бюджета фонда составили 227,7 млн. рублей.

Расходы бюджета фонда в 2019 году составили 15 811,6 млн. рублей.

Наибольший удельный вес в расходах бюджета фонда составляют расходы на выплату пенсий (78,9 процента) и пособий (19,7 процента).

В 2019 году перерасчет трудовых пенсий производился два раза:

с 1 мая в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 23 апреля 2019 г. № 156 «О повышении пенсий» средняя заработная плата работников для исчисления пенсий проиндексирована на 6,5 процента;

с 1 августа в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 25 июля 2019 г. № 277 «О повышении пенсий» средняя заработная плата работников для исчисления пенсий проиндексирована на 7 процентов.

Кроме того, в связи с увеличением бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения четырежды (в феврале, мае, августе и ноябре) повышались минимальные трудовые пенсии, социальные пенсии, надбавки и повышения к ним, доплаты пенсионерам в возрасте старше 75 лет.

Финансирование всех необходимых расходов за счет средств государственного социального страхования в 2019 году обеспечено своевременно и в полном объеме.

Таким образом, за 2019 год бюджет фонда исполнен по доходам в сумме 15 912,2 млн. рублей и по расходам в сумме 15 811,6 млн. рублей с превышением доходов над расходами в сумме 100,6 млн. рублей.

С докладами по проекту Закона «Об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за 2019 год» выступили Министр финансов Республики Беларусь Селиверстов Ю.М. и заместитель Председателя Комитета государственного контроля Республики Беларусь Курлыпо А.М., с содокладом — председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по бюджету и финансам Нижевич Л.И.
Исполнение республиканского бюджета в 2019 году осуществлялось в условиях неблагоприятной внешнеэкономической обстановки — проведения Российской Федерацией «налогового маневра» в сфере нефтяной отрасли, отказа от урегулирования острых вопросов ценообразования на нефть и газ.

Законом Республики Беларусь «О республиканском бюджете на 2019 год» по расходам республиканский бюджет был утвержден в сумме 21 980,8 млн. рублей, исходя из прогнозируемого объема доходов в сумме 23 682,7 млн. рублей с профицитом в размере 1 701,9 млн. рублей.
С учетом внесенных в 2019 году изменений уточненные показатели республиканского бюджета составили: по расходам — 21 857,4 млн. рублей, доходам — 24 212,1 млн. рублей, профицит бюджета — 2354,7 млн. рублей. 

За 2019 год в республиканский бюджет поступило доходов на сумму 24 274,5 млн. рублей, или 100,3 процента уточненного годового плана.

Доходы республиканского бюджета в 2019 году формировались за счет налоговых, неналоговых доходов, безвозмездных поступлений. Наибольший удельный вес в общей сумме фактически поступивших доходов занимают налоговые доходы. В разрезе основных источников доходов бюджета налоговые доходы исполнены следующим образом: налог на прибыль составил 1286,2 млн. рублей, или 98,9 процента уточненного годового плана; налог на добавленную стоимость — 8493,9 млн. рублей, или 99,4 процента уточненного годового плана; доходы от внешнеэкономической деятельности — 4747,1 млн. рублей, или 101,8 процента уточненного годового плана.

Всего расходы республиканского бюджета за 2019 год составили 21 146,6 млн. рублей, или 96,8 процента уточненного годового плана.

Основными задачами в области политики расходов в 2019 году являлись сохранение достигнутого качественного уровня социальных услуг и гарантий, повышение устойчивости и конкурентоспособности национальной экономики, гарантированное исполнение финансовых обязательств бюджета перед внешними и внутренними кредиторами.

Расходы республиканского бюджета на финансирование общегосударственной деятельности составили 9555,4 млн. рублей, или 95,2 процента уточненного годового плана.

В 2019 году Республикой Беларусь обеспечено перечисление долевого взноса в бюджет Союзного государства, что позволило реализовывать союзные программы и мероприятия.

Расходы на национальную оборону профинансированы в сумме 1331,6 млн. рублей, или на 98,7 процента от уточненных годовых назначений.

Расходы на судебную власть, правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности профинансированы в сумме 2297,5 млн. рублей, или 99,2 процента уточненных плановых назначений.

Фактическое финансирование по разделу «Национальная экономика» в 2019 году составило 3462,8 млн. рублей, или 97,5 процента уточненного годового плана.

На развитие сельского хозяйства и рыбохозяйственной деятельности направлено 760,2 млн. рублей, или 99,3 процента уточненного годового плана.

Фактическое финансирование по подразделу «Промышленность, строительство и архитектура» в 2019 году составило 1061,7 млн. рублей, или 95,5 процента уточненного годового плана.

На финансирование мероприятий дорожного хозяйства за счет средств республиканского бюджета использовано 863,5 млн. рублей, или 98,9 процента уточненного годового плана. Расходы направлены на содержание, текущий и капитальный ремонт автомобильных дорог, их строительство и реконструкцию.

По республиканскому бюджету в 2019 году на финансирование здравоохранения направлено 993,1 млн. рублей, или 99,6 процента уточненного годового плана.

Финансирование расходов на здравоохранение осуществлялось по следующим направлениям: медицинская помощь населению — 525,4 млн. рублей, государственный санитарный надзор — 5,8 млн. рублей, прочие мероприятия по здравоохранению — 441,1 млн. рублей.

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации в 2019 году профинансированы в сумме 529,0 млн. рублей, или 96,6 процента уточненного годового плана.

В 2019 году республиканским бюджетом на содержание учреждений культуры и проведение мероприятий в области культуры профинансировано 140,9 млн. рублей, или 97,8 процента уточненного годового плана.

В 2019 году по подразделу «Средства массовой информации» профинансировано 144,9 млн. рублей, или 97,3 процента к уточненным плановым назначениям.

Расходы на финансирование учреждений и мероприятий по образованию в республиканском бюджете в 2019 году составили 1006,4 млн. рублей, или 96,2 процента уточненного годового плана.

Данный уровень расходов позволил обеспечить выполнение всех обязательных социальных стандартов в области образования, реализовать ряд мероприятий по государственным программам.

Расходы республиканского бюджета по разделу «Социальная политика» профинансированы в сумме 1821,6 млн. рублей, или 97,7 процента уточненного годового плана.

Сформирован «семейный капитал» в сумме 324,5 млн. рублей. Обеспечены оплата труда, выплата пенсий, стипендий, пособий, средства на выполнение государственных социальных стандартов.

Расходы государственных целевых бюджетных фондов в 2019 году профинансированы в сумме 951,3 млн. рублей, или 97,6 процента уточненного годового плана.

Таким образом, уточненный план по доходам республиканского бюджета за 2019 год выполнен на 100,3 процента, по расходам — на 96,8 процента. Профицит составил 3127,9 млн. рублей, или 2,3 процента к ВВП.
И.А.Костевич также представила для рассмотрения в первом чтении проект Закона «Об изменении законов» (содокладчик — заместитель председателя Постоянной комиссии Палаты представителей по труду и социальным вопросам Стативко Ж.В.).

Законопроект подготовлен в целях приведения законов Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и «О профессиональном пенсионном страховании» в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 17 января 2020 г. № 15 «Об изменении указов Президента Республики Беларусь» и направлен на урегулирование вопросов о повышении уровня пенсионного обеспечения граждан.
Проектом Закона уточняются категории лиц, имеющих право на пенсию, условия получения права на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда, условия получения пенсий работниками, занятыми на подземных и открытых горных работах, основания пенсионного обеспечения за выслугу лет, пенсионное обеспечение застрахованных лиц, работавших в особых условиях труда до введения профессионального пенсионного страхования.

Во втором чтении были приняты три законопроекта.

Член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Сонгин А.Г проинформировал о проекте Закона «Об изменении Закона Республики Беларусь «О третейских судах».
Проектом Закона, в частности, предлагается предоставить постоянно действующему третейскому суду, созданному в качестве некоммерческой организации, право иметь символику, подлежащую государственной регистрации в соответствии с законодательством об официальных (геральдических) символах.

В настоящее время при выявлении нарушений законодательства в деятельности третейских судов органы юстиции не вправе принимать по отношению к ним меры принуждения. В связи с этим проектом Закона предлагается определить, что Министерство юстиции и главные управления юстиции областных исполнительных комитетов и Минского городского исполнительного комитета в случае получения информации, свидетельствующей о нарушении постоянно действующим третейским судом законодательства о третейских судах, за исключением нарушений при осуществлении третейского разбирательства, вправе выносить постоянно действующим третейским судам письменные предупреждения. Вынесенное письменное предупреждение может быть обжаловано в суд.

В качестве мер ответственности по отношению к третейским судам за невыполнение требований, содержащихся в письменном предупреждении, предлагается определить ликвидацию третейского суда в судебном порядке.

Проектом Закона предусмотрено, что принятие решений о ликвидации (признании государственной регистрации недействительной) постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве некоммерческой организации, относится к компетенции Верховного Суда Республики Беларусь, а к компетенции областного, Минского городского суда — принятие соответствующих решений в отношении постоянно действующего третейского суда, созданного в качестве обособленного подразделения (подразделения) юридического лица.

В целях защиты сторон третейского соглашения от потенциальной возможности совершения неправомерных, мошеннических действий со стороны третейского суда проектом Закона устанавливается запрет заключения третейского соглашения, если одна из сторон этого соглашения является лицом, связанным (находящимся в зависимости) с этим третейским судом, а также юридическим лицом, в котором третейский суд создан в качестве подразделения.

С целью учета интересов обеих сторон третейского разбирательства при формировании состава третейского суда проектом Закона исключается возможность назначения судей для разрешения спора: они будут только избираться сторонами.

Кроме того, положения проекта Закона предусматривают возможность создания общественных объединений третейских судей.

О проекте Закона «Об изменении кодексов» (по вопросам электронного судопроизводства и уплаты государственной пошлины) доложила член Постоянной комиссии Палаты представителей по законодательству Жолнерчик Л.Н.
Законопроектом предусматривается корректировка Хозяйственного процессуального, Гражданского процессуального и Уголовно-процессуального кодексов Республики Беларусь, направленная на дальнейшее внедрение современных информационно-коммуникационных технологий в сферу судебной деятельности и закрепление возможности фиксации хода судебных заседаний и совершения отдельных процессуальных действий суда вне заседания посредством использования средств звуко- или видеозаписи.

В частности, предлагается:

предусмотреть обязательность фиксирования хода каждого судебного заседания и каждого отдельного процессуального действия, совершенного вне заседания (далее — отдельное процессуальное действие), путем использования средств звуко- или видеозаписи с одновременным составлением краткого протокола в письменной форме;

сохранить необходимость составления протокола судебного заседания и протокола совершения отдельного процессуального действия в письменной форме, содержащих более полные сведения (так называемый «полный» протокол), в случае отсутствия технической возможности вести звуко- или видеозапись;

установить требования к содержанию протокола судебного заседания и протокола совершения отдельного процессуального действия в случае, когда звуко- или видеозапись ведется, и в случае, когда такая запись не ведется;

закрепить право лиц, участвующих в деле и (или) совершении отдельного процессуального действия, на ознакомление со звуко- или видеозаписью и кратким протоколом, а также на получение копии звуко- или видеозаписи судебного заседания или совершения отдельного процессуального действия;

предусмотреть возможность подачи лицами, участвующими в деле и (или) совершении отдельного процессуального действия, замечаний на звуко- или видеозапись и на соответствующий краткий протокол.

Законопроектом также предусматривается корректировка Хозяйственного процессуального и Гражданского процессуального кодексов Республики Беларусь, направленная на оптимизацию порядка уплаты государственной пошлины при обращении в суд и согласование отдельных норм названных кодексов с предписаниями Налогового кодекса Республики Беларусь, установившими возможность уплаты государственной пошлины посредством использования автоматизированной информационной системы единого расчетного и информационного пространства (так называемый ЕРИП).

Во втором чтении депутаты также приняли проект Закона «Об изменении законов по вопросам контрольной (надзорной) деятельности», который представил член Постоянной комиссии Палаты представителей по экономической политике Машкаров А.В.
Законопроект был разработан в целях приведения ряда законодательных актов в соответствие с Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2017 г. № 376 «О мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности» и Декретом Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства».

Законопроектом вносятся изменения в Закон Республики Беларусь «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в части определения прав и обязанностей должностных лиц органов государственного надзора в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и гражданской обороны. Также закрепляется, что государственный надзор в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и гражданской обороны осуществляется в форме мероприятий технического (технологического, поверочного) характера с использованием мер профилактического и предупредительного характера в соответствии с законодательством о контрольной (надзорной) деятельности.

В связи с изменением порядка приостановления деятельности проверяемого субъекта предлагается внести изменения в положения Хозяйственного процессуального кодекса Республики Беларусь, касающиеся порядка подачи в суд, рассматривающий экономические дела, контролирующим органом заявлений об установлении приостановления (запрета) деятельности субъекта (его цехов, производственных участков), объекта строительства, оборудования и о продлении приостановления (запрета) производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств, а также порядка рассмотрения судом таких дел.

Принимая во внимание предписания Декрета № 7, из Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан и юридических лиц» исключаются положения о необходимости заверения печатью юридического лица личной подписи руководителя или лица, уполномоченного в установленном порядке подписывать обращения, что послужит упрощению процедуры подачи обращений юридическими лицами. Кроме того, закрепляется перечень государственных органов (облисполкомы и Минский горисполком, структурные подразделения областных, городских (кроме городов районного подчинения), районных исполнительных комитетов, местные администрации), осуществляющих контроль за соблюдением проверяемыми субъектами законодательства о книге замечаний и предложений.

Законопроектом корректируется Закон Республики Беларусь «Об архивном деле и делопроизводстве в Республике Беларусь». В частности, закрепляются полномочия Департамента по архивам и делопроизводству Министерства юстиции на осуществление контроля за соблюдением государственными органами, иными организациями законодательства в сфере архивного дела и делопроизводства.

Также вносятся изменения в Закон Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», одно их которых предусматривает право субъектов хозяйствования не использовать печать в направлении на работу, выданном органом по труду, занятости и социальной защите, в случае, если законодательством такое право предоставлено.

В соответствии с Указом № 376 из Закона Республики Беларусь «О Государственном комитете судебных экспертиз Республики Беларусь» из сфер контрольной (надзорной) деятельности Государственного комитета судебных экспертиз исключается надзор за качеством оказания медицинской помощи организациями здравоохранения независимо от форм собственности и ведомственной подчиненности. Также с учетом переориентации функции ведомственного контроля на проведение анализа и принятие мер по повышению эффективности работы организаций, подчиненных (входящих в систему) государственных органов, соответствующие изменения вносятся в данный Закон Республики Беларусь и в этой части.

Законопроект предусматривает внесение целого ряда иных изменений в отдельные законодательные акты, носящих преимущественно технический характер.

Кроме того, в ходе заседания парламентарии приняли в двух чтениях проект Закона «Об изменении Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь». С докладами по законопроекту выступили Министр внутренних дел Республики Беларусь Караев Ю.Х. и член Постоянной комиссии Палаты представителей по национальной безопасности Ленчевская М.А.
Ю.Х.Караев проинформировал о том, что проект Закона подготовлен во исполнение решения Президиума Совета Министров Республики Беларусь от 18 февраля 2020 года о поддержке инициативы Министерства внутренних дел по корректировке правового режима отбывания наказания в виде лишения свободы в отношении граждан, осужденных за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, и направлен на упразднение правила, определенного частью 51 статьи 71 Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь, о содержании осужденных за преступления, предусмотренные статьями 327 — 329 и 331 Уголовного кодекса Республики Беларусь, в исправительных учреждениях отдельно от других осужденных либо в отдельных исправительных учреждениях.

С момента введения такого принципа раздельного содержания осужденных государством принят ряд результативных мер по пресечению правонарушений в сфере оборота наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров и аналогов. Так, в течение последних пяти лет число преступлений, связанных с оборотом наркотических средств, сокращено на треть, в том числе в пять раз — с участием несовершеннолетних. Снижен уровень рецидивной преступности, а также количество преступлений, совершенных в состоянии наркотического опьянения. В четыре раза уменьшилось число доставлений в организации здравоохранения граждан в связи с передозировками наркотиков и в двадцать раз — несовершеннолетних. Сократилось количество летальных исходов от отравлений наркотическими средствами и психотропными веществами. С 2015 года случаи гибели несовершеннолетних в стране не регистрировались.

В настоящее время администрации исправительных учреждений располагают достаточным резервом средств для поддержания надлежащего уровня правопорядка при исполнении уголовных наказаний и противодействия негативным проявлениям среди осужденных. Последующая реализация принципа раздельного содержания в исправительных учреждениях лиц, осужденных за незаконный оборот наркотических средств, отдельно от других осужденных либо в отдельных исправительных учреждениях актуальности не представляет, в связи с этим законодательное закрепление этого принципа нецелесообразно.

Министр внутренних дел и М.А.Ленчевская также представили проект Закона «О ратификации Конвенции государств — участников Содружества Независимых Государств о передаче исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы».
Конвенция регулирует отношения государств — участников Конвенции по исполнению наказаний, не связанных с лишением свободы, и (или) применению мер уголовно-правового характера, назначенных судом Государства назначения наказания в отношении гражданина Государства исполнения наказания.

Положения Конвенции применяются в отношении судебных решений (приговоров), на основании которых назначены наказания, не связанные с лишением свободы, и (или) применены меры уголовно-правового характера, которые вступили в законную силу.

Конвенция не применяется к вопросам, связанным с исполнением: судебных решений об установлении принудительных мер медицинского характера, приговоров, в соответствии с которыми в качестве наказания определены штраф или иное наказание имущественного характера, а также конфискация.

В Конвенции унифицирован понятийный аппарат, определены направления и формы взаимного сотрудничества компетентных органов договаривающихся сторон, определены условия, при наличии которых возможна передача исполнения наказания в отношении лица, осужденного к наказанию, не связанному с лишением свободы.

Следующее заседание Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь седьмого созыва состоится 30 июня 2020 года.
Все новости